Игры, в которые играют дети.

Как ни странно, но сейчас, в век сверхразвитой игровой индустрии, все чаще встречаются дети, которые не умеют играть. Не умеют играть с игрушками. Они попадают в игровую комнату и им становится скучно, они не знают, чем себя занять. Компьютерные игры и планшеты заменяют привычных раньше кукол и машинки. Но достойная ли это альтернатива? И если ли разница в том, во что и как играют дети?

             игра

В детской психологии есть понятие ведущей деятельности, т.е. той деятельности, которая определяет развитие ребенка в конкретном возрасте. В младенчестве - это эмоционально близкий контакт со взрослыми. С 1 до 3х лет главной становится предметно-орудийная деятельность, т.е. освоение предметов. С 3 до 7 лет для ребенка важна сюжетно-ролевая игра, когда он может примерять на себя разные роли. До 12 лет на первый план выступает учеба, дальше - общение, а с 15 лет учебно-профессиональная деятельность.

Может игр стало слишком много?

Используя такую типологию, понимаем, что главная деятельность дошкольника - игра. Но что нам скажет ответственная мамочка? "Сейчас все только и делают, что играют. От планшета не оторвать". Многие родители озабочены тем, что дети играют только в компьютерные игры и раз дотянувшись до планшета, ребенок больше ни о чем не хочет думать. Появляется вполне обоснованный страх перед играми: «Зрение испортится», "мозг непонятно чем забивают", "игры слишком возбуждают нервную систему».И за каждым таким страхом формируется страх перед любой игрой.

И тут важно знать, что полезной и необходимой для ребенка является не все то, что мы называем игрой. А игра особенная - предметная или сюжетно-ролевая игра. То есть игра с игрушками, игра в дочки-матери или пожарного. Такую игру называют свободной. Для малыша такая игра — способ взаимодействовать с миром. Те малыши, которые еще не могут толком говорить, общаются с нами и с миром через игру. Игра - это язык малыша. Именно в игре ребенок способен рассказать нам, что происходит у него внутри, что его волнует, о чем он мечтает, что его пугает, а что воодушевляет. Игра - это творчество. И те дети, которые вдоволь наигрались, вырастают ‎людьми, способными творить, способными сказать и предложить что-то этому миру. Ведь основа такой игры - спонтанность. Дети постарше в ролевых играх проигрывают новые социальные роли, в них формируются взаимоотношения со сверстниками. Ведь очень важно не только почувствовать себя медсестрой или космонавтом, но и научиться взаимодействовать с ребятами, которые включены в эту игру.

Умеют ли наши дети играть?

Свободная игра - это не только творческое самовыражение, но и умение принимать решения и брать на себя ответственность. С игрушками ты остаешься один на один с собой и своими тревогами. Ты сам инициируешь игру, устанавливаешь правила, сам создаешь или не создаешь сюжет. Надо иметь воображение, чтобы представить, что палочка - это светофор, а брусок - паровозик. Ведь детское воображение безгранично. Вполне очевидный для взрослого предмет, например, ручка, может в руках ребенка превратится в ракету, кастрюля в шлем, а полотенце в плащ. Игра ребенка - это огромная загадка, и со стороны далеко не всегда можно догадаться о том, что сейчас за события разворачиваются в воображении малыша. И именно такая творческая и спонтанная игра позволяет ребенку выражать себя, познавать этот мир, быть ответственным за судьбы своих героев. Такая игра параллельно позволяет ребенку выражать свои чувства, она целебна. Именно в игре ребенок может проиграть все свои невыраженные эмоции и чувства: когда он злится, но взрослые говорят, что кричать и драться нехорошо, когда боится, а ему объясняют, что ничего страшного нет, когда грустит, а его пытаются развеселить. Эмоции, прожитые героями игры, не будут довлеть над малышом. Спонтанная игра освобождает.

Что для этого надо?

В век современных игр, важно помогать ребенку проходить нужный для него этап спонтанной игры. Создать условия для такой игры под силу каждому родителю. Для того, чтобы ребенок мог играть во что угодно, ему надо предложить построить этот мир. А значит нужно собрать большой комплект игрушек. В наборе для свободной игры должны быть люди, животные, дома, мебель, посуда, ‎растения, строительный материал, транспорт, военная техника и солдатики, и, конечно же, монстры. Ведь детские страхи для детей - такая же реальность, как и все остальное. ‎

Необходимо выделить время 30 или 45 минут специально для свободной игры. Объяснить ребенку, что сейчас мы будем играть немного по-другому. Когда начинаете игру, достаточно просто пригласить ребенка к игре, сказав: «Ты можешь играть во все, что хочешь, и как хочешь». А теперь самое сложное. Родитель должен избегать оценивающих реплик и отдавать активность в игре ребенку. Если ребенок играет сам, то достаточно активно наблюдать за игрой и озвучивать действия в игре. "Вот куколка обедает, а теперь моет посуду». Такое ненавязчивое сопровождение создает ощущение диалога. Взрослый рядом, но автором остается ребенок. Конечно, если ребенок просит играть за того или иного персонажа, то важно уметь включаться в игру. При этом все же не забывать, что автор этой сказки ваш малыш.

           игра

Игра — это не только времяпрепровождение для детей. Это еще и способ формирования новых психических структур. Даже один или два раза свободной игры в неделю будут хорошей практикой для любого ребенка. Говорят, что свободно играющие дети более спокойны, лучше адаптируются к новым условиям, более устойчивы эмоционально, легче находят общий язык со сверстниками, да и чаще ощущают себя счастливыми. А разве не для этого нам дано детство?

Автор: Людмила Андрианова
Специально для журнала SoHealthy Magazine

На эту тему почитать ещё:

Назад в детство

Игра как средство помощи при адаптации ребёнка в детском саду

Кризисные периоды детства

Психология детей: понимать ребёнка - значит растить его счастливым



Запись на прием

Возврат к списку