Мифы о подростках из детских домов. Интервью с психологом Центра "Белый аист" Ольгой Тимур.

Мы продолжаем серию публикаций под хэштегом #наставник_это_я, посвященную старту программы "Наставничество" проекта "Полдень". Сегодня в эфире наша новая рубрика #МифыОНаставничестве и в ее рамках мы задали один из самых популярных вопросов о воспитанниках детдомов психологу, психодраматерапевту и сотруднику психологического центра "Белый аист" Ольге Тимур. У Ольги большой опыт общения с подростками из детдомов, так что ее ответ - это ответ практика, а не теоретика.

                 трудный подросток

- Правда ли, что подростки из детских домов сильно отличаются от обычных подростков: они агрессивнее, плохо учатся, а из волонтеров выманивают деньги?

- Этот вопрос содержит в себе целых три. В нем фактически говорится об:
а) эмоциях подростка,
б) его школьной успеваемости,
в) возможных трудностях в общении с подростком - воспитанником детского дома.

Начнем по порядку и прежде всего с того, что дети из детских домов и других подобных учреждений – это самые обычные дети. Действительно, может сложиться впечатление, что они более агрессивны, потому что привыкли защищать себя словесно или физически более резко и часто. Но нужно помнить о том, что и в обществе крайне предвзято относятся к таким детям.

Мифов о сиротах превеликое множество, и зачастую они возникают из-за незнания и страхов, которые рождаются в душах людей. Дети воспитываются в закрытом учреждении, живут по правилам и расписанию, в обществе чувствуют себя отчужденно, нередко у них было очень тяжелое детство до попадания в детский дом. И здесь, при столкновении с опасностью, у них срабатывает самый простой и верный способ защиты – агрессия. Но любой специалист в области психологии скажет вам, что за агрессией всегда стоит страх. И именно с детскими страхами и стоит в первую очередь бороться, тогда может уйти и агрессия.

Плохо учатся сложные дети не по причине умственной отсталости или задержек развития. Чаще всего корень - в педагогической запущенности таких детей. Например, мама, страдающая тяжелой формой алкоголизма, не могла водить ребенка в школу, и он пропустил по этой причине усвоение всех азов. Это вполне может стать причиной агрессивного поведения - такой ребенок остро переживает свою инаковость, неуспеваемость и может агрессивно реагировать на требования учителей и на насмешки одноклассников.

И, наконец, о взаимодействии подростков с волонтерами и об опасениях последних относительно выманивания денег и подарков. Действительно, дети-сироты могут у вас что-то попросить. Но пугаться этого не стоит. Во-первых, это может быть обычной привычкой - получать подарки от спонсоров. Во-вторых, это может быть и своеобразной проверкой вас на «вшивость» - насколько вы податливы - в формате мелкого эксперимента «а вдруг получится». И, в-третьих, у детей в детдомах много общих вещей или условно личных. Для них нет ничего странного в том, чтобы попросить или одолжить что-то у вас. Нужно понять, что у них отсутствует или размыто понимание личных границ, а значит, нет и сложностей нарушить чьи-то, попросив деньги или вещь. Кроме того, подобное поведение может быть попыткой подростка привлечь ваше внимание, установить контакт и лишь в самых редких случаях – истинным вымогательством. Как действовать? Отказывать. Своим твердым и мягким отказом в этом случае вы только вызовете у ребенка уважение, что в дальнейшем может помочь вам завоевать его доверие.

Похожие публикации:

Как убедить подростка пойти к психологу?

Как вылечить разбитое сердце? - письмо подростку

Непроработанная эмоциональная привязанность: бегство или слияние с родителями



Запись на прием

Возврат к списку