Мифы о подростках из детских домов - часть 2. Обсуждаем с психологом Ольгой Тимур.

Друзья, мы продолжаем публикации материалов под хэштегом #наставник_это_я, посвященные скорому запуску программы "Наставничество" в рамках проекта "Полдень". Сегодня в нашем эфире вновь рубрика #МифыОНаставничестве. Один из самых распространенных страхов относительно детей из детских домов развеивает Ольга Тимур, магистр психологии, психодраматерапевт, специалист центра практической психологии и психотерапии "Белый аист", которую мы искренне благодарим за сотрудничество с нашим проектом.

- Правда ли, что подростку из детского дома мало чем можно помочь: генетика все равно возьмет свое, и его ждет криминальное или алкогольное будущее? Это очень распространенное убеждение.

                 трудный подросток

- Могу ответить сразу: нет, не правда! Такие предположения или твердые убеждения кроются в узком, ограниченном взгляде на проблему. Да, дети в детские дома в подавляющем числе случаев попадают от родителей, лишенных родительских прав (алкоголизированных, химически зависимых и т. д.), не имеющих возможности оказывать ребенку должный уход и обеспечивать нормальный образ жизни. И мы заранее уверены, что ребенок вырастет таким же, ведь «яблочко от яблоньки», как известно… Конечно, ему уже все передалось через молоко матери и гены отца!

Но на любого человека, как и на любой психологический процесс, влияют три фактора: биологический (гены, анатомия, физиология – например, ребенок родился слабеньким); психологический (способы отреагирования, эмоциональный склад и т. д. – например, родился с темпераментом холерика – быстрый-шустрый, но быстро устает); наконец, социальный (культурные факторы, социально-экономические, семейное окружение – в комментариях семейное окружение не нуждается в обсуждаемом нами случае).

В приведенном нами выше примере мы совокупно получаем часто болеющего, холеричного (это всего лишь один из четырех типов работы нервной системы, совершенно нормальный) ребенка, выросшего в семье алкоголика и, имеющего только родительскую модель поведения в арсенале.

Но если ребенок приходит в другую среду, где начинает знакомиться с собой (учится страховать себя от быстрой усталости), поправляет здоровье и учится на примере других взрослых и сверстников новым способам поведения, эмоционального отреагирования и взаимодействия, то шансы, что он вырастет алкоголиком или уйдет в криминал, как кто-то из его родителей, резко снизятся. Чтобы этого не произошло, ему в том числе и нужен наставник, тот самый адекватный взрослый, который научит видеть мир через новую призму и даст образец для подражания.

Похожие статьи:

Мифы о подростках из детских домов. Интервью с психологом Центра "Белый аист" Ольгой Тимур.

Игры, в которые играют дети

Издевательства в школе. Что делать?



Запись на прием

Возврат к списку