Мифы о подростках из детских домов - часть 3. Интервью с психологом Ольгой Тимур.

Друзья, мы продолжаем публикации под хэштегом #наставник_это_я, посвященные запуску программы “Наставничество” в рамках проекта “Полдень". Сегодня мы поговорили с магистром психологии, психодраматерапевтом, специалистом центра практической психологии и психотерапии "Белый аист" Ольгой Тимур об особенностях подросткового возраста в целом; о том, как он протекает у детей, лишенных родительской заботы; о том, как обойти подводные камни в общении с ребенком, если вы его наставник.

- Подростки не хотят слушать взрослых, они бунтуют против любых авторитетов и наставлений. Наставника они не будут воспринимать всерьез - так ли это?

- Если вы постараетесь вести себя как родители, контролирующие старшие сестры и братья, педагоги, учителя, то – да, вы станете для подростка очередным «воспитателем», надзирающей фигурой.

             трудные подростки

Сам по себе подростковый возраст – это период бурь и натисков, исканий, душевного смятения, попытки стать самостоятельным, концентрации на своей внешности и внутреннем мире, переживании собственной взрослости.

А тут вы со своим всезнайством, что естественно, так как вы опытнее и старше, но может раздражать подростка.

Современный мир устроен так, что подростки по сути уже и не дети, но еще и не взрослые. В игрушки играть уже неинтересно, а на самостоятельную жизнь зарабатывать все еще нельзя (по крайней мере - так, чтобы обеспечивать себя полностью). Наша культура удлинила период взросления. Теперь не нужно в пять лет идти на завод. Но тратить время на уроки и выслушивание нотаций, когда у тебя уже выросли усы, совсем не хочется. Важно понимать и помнить, что подросток в этом возрасте чувствует себя взрослым, а значит, и вам стоит относиться к нему из той же позиции. Будьте ему старшим ТОВАРИЩЕМ. Не ведите себя чрезмерно панибратски, но выступайте эталоном взрослого, адекватного, ответственного, последовательного, обязательного человека. Демонстрируйте возможность широкого кругозора, важность понимания другого, стремление к многогранному взгляду на вещи, события и людей. Не пытайтесь назидать - старайтесь показать и заинтересовать.

У сирот много воспитателей (в детском доме, органах опеки, среди родственников, дарителей), но, живя в условиях некоторой изоляции и ограниченности, они остро нуждаются в уверенном и адекватном взрослом, так как каждый человек нуждается на первых порах жизненного становления в образце, в эталоне, в том, на кого хочется походить и у кого хочется учиться.

         трудные подростки

Итак несколько «НЕ» в общении с подростками - воспитанниками детских домов:

Не вставайте в позицию родителя – вы не сможете заменить родителей, они у них есть.
Не создавайте ненужной конкуренции – конкуренция должна быть здоровой и уместной.
Не будьте слишком «мягким и податливым», переживающим, что ваше детство сложилось лучше – лучше помогайте подростку стать самостоятельным и сильным.
Не используйте мат и сниженную бытовую лексику – они и без вас это умеют, лучше покажите, сколько еще красивых и разных слов можно иметь в словарном запасе и когда ими уместно пользоваться.
Отстранитесь от мифов, которыми окутано сиротство, – больше изучайте литературы на эту тему, тогда будет яснее представление о том, что ребенка окружает в действительности.
Будьте искренними, ни в коем случае не пытайтесь манипулировать.
• Конфликты в общении бывают всегда, их не нужно избегать или бояться – спокойно рассуждайте о причине сложившейся ситуации, анализируйте содержание, а не переходите на личности.

Похожие статьи:

Мифы о подростках из детских домов. Интервью с психологом Центра "Белый аист" Ольгой Тимур

Мифы о подростках из детских домов - часть 2. Обсуждаем с психологом Ольгой Тимур

Психология детей: понимать ребенка – значит растить его счастливым



Запись на прием

Возврат к списку