«Ты странный...» — сказал мне однажды я.
«Я знаю.» — ответил я ему.
"А вот невротикам никогда не скучно!" - неожиданно произнесла моя подруга-психолог, когда я пожаловалась разъедающую рутину вечно засасывающего быта. Мне даже вдруг стало интересно. "Понимаешь, - жестикулировала она - у них, невротиков, не жизнь, а один сплошной сериал. Он длится, даже если с ними ничего в жизни не происходит". Я только широко раскрыла глаза. "У них в голове сотни бесконечных занимательных диалогов между самыми разными личностями, вот только жаль, что эти беседы такие изматывающие".
Да, сериал интересно смотреть, когда его извилистые тропы проходят в стороне от тебя. Но что делать с собственными сериалами? Есть ли там герои, или все же что происходит в твоей голове, это монолог? Кто ведет в нас мысленные беседы и кому они обращены? И где, в конце концов, тогда мы сами?
Мы внутренне спорим, убеждаем, соглашаемся, опять протестуем. Но никогда не задумываемся, что эти голоса могут быть не нашими."Правда, неужели вы думаете, что это чужие голоса?" - воскликнет недоуменный читатель. Однако психологи скажу вам: "Да, не ваши. Причем подавляющая часть".
Так кто с кем говорит? Давайте разбираться. Вот вы явно опаздываете на работу, и, вбегая в переполненный вагон, мысленно себе проговариваете тысячу оправданий или одно, но исключительно весомое. Нельзя же признаться, что ты банально проспала. И если попытаться вычислить адресата этих посланий, то, конечно же, это будет недовольный начальник. А он может еще и возразить, и тут начинается ожесточенный внутренний спор, который зачастую оканчивается совершенно неожиданным образом. Мы уже на работе, поспешно включили компьютер и создали деловой беспорядок на столе. Мы заготовили блистательную фразу, способную оправдать Гитлера за вторжение в Польшу. И в это время неожиданно заглянувший начальник равнодушно скользит по вам взглядом и растворяется в офисных коридорах.

Так кто с кем говорил, и почему так много сил было потрачено на ситуацию, которой и в реальности то не было? Внутренние диалоги активизируются чувствами. Чем сильнее чувство, тем яростней и продолжительней будет беседа. Вина, агрессия, стыд, обида - лучшее топливо для страстных внутренних споров. Но не только они, любовь, привязанность, нежность, уважение, восхищение, также порождают желание поболтать, и такие разговоры нас умиротворяют. Но кто находится внутри нас?
Трансактный анализ - психологический подход, автором которого является знаменитый Эрик Берн, автор бестселлера "Игры, в которые играют люди", говорит, что в каждом из нас независимо от возраста и наличия детей всегда есть три персоны: ребенок, родитель и взрослый. И именно беспорядочная смена этих ролей и неумение ими управлять и отслеживать, порождает внутренние и внешние конфликты и трудности общения. Нам необходимо учиться чувствовать в какой роли мы сейчас находимся. И если у нас острое желание оправдаться перед начальником, то значит наша коммуникация строится по принципу взрослый-ребенок. Причем ребенком остаетесь вы. Но как только вы сумеете перевести общение с начальником в режим взрослый-взрослый, то оправдания становятся неуместными и общение становится более конструктивным и соответствующим предлагаемой ситуации.
А вот коллеги по цеху психодраматисты просто посмеются такой внутренней простоте. Основатель психодраматического подхода в психологии Джейкоб Морено считал, что жизнь - это театр, а наши внутренние переживания не менее реальный театр со своей сценой, многочисленными героями, и как следствие, запутанными и непростыми отношениями. И только разыграв ту или иную сцену внутренней жизни человека, возможно ее заново пережить, заново понять и даже исправить. А значит, многочисленные друзья, тети, дяди, преподаватели, и даже "противный гаишник, выписавший недавно штраф", живут внутри нас. Надо всего лишь выслушать каждого, дать ему место, удовлетворить его потребность, и настанет долгожданны мир! Но нет. И тут все не просто. Ведь оказывается и тети, и дяди, и друзья, и начальники говорят тоже не своими голосами.
Психоаналитики утверждают, что часто нами руководят голоса из прошлого. И за объяснениями в долгий карман не лезут, поясняя, что мы беседуем сами с собой маминым, папиным, бабушкиным или дедушкиным голосом, ну в общем, голосом того значимого взрослого, который находился рядом с нами в детстве. Советы, просьбы, указания, натации, угрозы и поощрения наших родителей превращаются в установки, часто неосознаваемые, "Поешь, доченька, мама тебя похвалит", а уже через установки возвращаются к нам обратно во взрослую повседневную жизнь в виде внутренних голосов соседей, начальников и служителей закона. Иногда доходит до того, говорят умудренные опытом психотерапевты, что собственного голоса у человека и вовсе нет. Такой человек никогда не знает, чего он хочет по-настоящему. Сегодня он говорит, что нам не хватает свободы, а завтра требует более жесткой власти, его жизненные принципы текучи и изменчивы как весенний ручеек, которому так и не суждено влиться в настоящую реку собственной жизни.

Но это все цветочки. Ягодки начинаются при диссоциации. Диссоциативное расстройство личности, проще говоря, расщепление внутренних голосов на отдельные субличности приводит к состояниям, когда человек может переключаться между такими личностями, но не быть по-настоящему ни одной из них. Это расстройство красиво описал Кен Кизи в документальном расследовании "Множественные умы Билли Миллигана". Главный герой книги расщеплен на 24 альтер-личности, часть из которых были женщины и дети. Находясь в каждой из субличностей, он часто не имел понятия, что делал и говорил, когда находился в других своих альтер-личностях. Каждая из личностей имела свой характер, свои таланты и наклонности, кто-то из них курил, кто-то был гулякой, кто-то застенчивой девушкой и даже агрессивной лесбиянкой, уровень IQ каждой из субличностей также значительно отличался. Эта история кажется фантастической, однако, этот случай не единичный и диссоциативное расстройство хоть и редко и не в столь красочных формах, но встречается в клинической практике. Но диссоциация бывает разной, и если расщепление на 24 личности вашему соседу не грозит, легкую диссоциацию в рамках нормы у вашего коллеги вы скорее всего не распознаете. Однако будете удивляться, как это у него получается так быстро переключаться с одного дела на другое, а его переменчивый характер, когда ярость в считанные минуты может сменяться полным благодушием, так и останется загадкой.
И все же. Что делать, если разноголосица в голове не дает спокойно провести время с самим собой? Итальянский психотерапевт Роберто Ассаджиоли предложил целую методику по работе с субличностями. Можно проделать простой эксперимент. Сесть перед листом бумаги, вспомнить себя в разных ситуациях, и нарисовать все образы себя, которые возникают. Необходимо дать каждому имя или прозвище, которое отражало бы суть характера данного образа. Постараться раскрыть каждый образ, описав его внешность, привычки и повадки. Поговорить с каждым и выяснить его потребности. И последнее, что следует сделать, совершить воображаемое восхождение на гору с каждым из образов, находясь с ними в искреннем диалоге. Говорят, это приведет к интеграции и гармонии. Ну а если, на самоисследование у вас не хватает терпения или времени, то капля любви как каждому из своих голосов поможет сделать ваш сериал более светлым.
Автор: Людмила Андрианова
Похожие статьи:
Когда психика молчит
Назад в детство
Кто молодец? Я молодец!