Слово «кризис» в бытовом смысле принято ассоциировать с неприятными периодами в жизни страны или мира. Более узкое значение данное понятие приобретает в сфере межличностных отношений: семейные кризисы подразумевают определенные сложности во взаимоотношениях взрослых людей. Но мало кто знает, что на самом деле каждый ребенок на протяжении первых 13-15 лет своей жизни также проходит целую череду кризисов. Возможно, это прозвучит дико – именно вследствие негативной коннотации данного слова. Однако бояться не стоит: на самом деле нужно воспринимать данное понятие как синоним переходного периода, как момент, когда ситуация вокруг малыша резко меняется вследствие определенных факторов. Детские кризисы – это не тяжелая депрессия или непреодолимые препятствия. Напротив, именно они помогают маленькому человечку двигаться вперед.

Понятие кризисных периодов детства

Детская психология получила серьезный базис знаний на тему кризисных детских возрастов благодаря деятельности знаменитого на весь мир отечественного психолога Льва Семеновича Выготского, чьи труды легли в основу множества научных работ и до сих пор остаются крепкой основной современной науки.

Впоследствии другие психологи, обладавшие немалым авторитетом, оспаривали точку зрения Выготского. Споры касались прежде всего закономерности кризисов. Согласно мнению Эльконина и Леонтьева, выдающихся советских ученых, взрослым (то есть родителям или лицам, их заменяющим) вполне по силам помочь малышу избежать отдельных эпизодов в рамках развития.

Чтобы не путаться в столь многогранном термине, поясним, что под «кризисом» в данной статье мы будем подразумевать некоторый период, когда в силу объективных причин психическая организация ребенка становится особенно чувствительной к изменениям извне.

Какой возраст считается кризисным

Используя периодизацию, выдвинутую Выготским, можно выделить пять основных кризисных периодов.

кризис новорожденности.jpg1. Кризис новорожденности. Самый малоизученный из всех. В самом деле, кто знает, что чувствует малыш, только-только увидевший свет? Нетрудно предположить, какой стресс испытывает маленький человечек, до момента рождения существовавший в максимально уютных условиях: внутри маминого животика. Он не видел яркого света и не слышал слишком громких звуков, его дыхание и питание осуществлялось с помощью пуповины. С резким изменением окружающего пространства меняется и вся система восприятия ребенка. Именно с таким изменением связан кризис новорожденности.

2. Кризис одного года.

Ближе к первому году жизни малыш начинает владеть своим телом. Его ножки и ручки уже не кажутся ему отдельными существами, а папа и мама воспринимаются не как единое целое с самим собой, но как самостоятельные, самые близкие на свете люди.

Тогда же ребенок понимает, что при всех своих возможностях он сильно ограничен, притом ограничен волей взрослого. Мама и папа не позволяют ему всегда делать так, как ему того хочется. Оказывается, тарелку с супом нельзя надеть на голову, машинку нельзя кидать в стекло, а вкусный кусочек у мамы в руке вообще не предназначен для него. Крохе не остается ничего другого, как начинать диктовать свою волю и выражать недовольство плачем.

Родители в данный период должны уметь вырабатывать четкую и системную линию поведения. Без повышенных тонов, без злоупотребления своим положением мама и папа показывают ребенку естественность текущего положения вещей.

3. Кризис 3 лет

Трехлетний возраст по своей «взрывоопасности» схож с подростковым. Именно в это время ребенок начинает ощущать свои возможности и требовать самостоятельности. Если в год он только учился понимать правила этого мира, формировать отношения с родителями, то сейчас ему начинает казаться, что эти правила очень и очень несправедливы.

Многие родители пугаются внезапного превращения послушного малыша в маленького тирана. Не стоит паниковать: умение увлечь ребенка делом, поговорить с ним, услышать то, чего он действительно хочет – вот самые действенные решения безболезненного выхода из данного периода.

4. Кризис 7 лет

В этом возрасте ребенок перешагивает границу непосредственного детства и серьезного взросления. Игра начинает уступать место другой ведущей деятельности – учебе. Ребенок тянется к знаниям, но далеко не всегда эта тяга именно такая, какую хотелось бы видеть родителям.

Главное, что требуется от родителей – умение держать свою линию независимо от поведения ребенка. Принципиальные запреты должны оставаться таковыми, правила – быть непреложными. А вот прислушиваться к мнению ребенка и показывать, что оно имеет значение, действительно стоит.

кризис подростков..jpg

5. Кризис подросткового возраста

Именно о нем написаны тысячи книг. Именно его так боятся мамы и папы. Вряд ли стоит подробно расписывать все его тонкости, тем более, что эта тема неисчерпаема. Суть кризиса проста и сложна одновременно: ребенок становится взрослым. Точнее, он чувствует себя таковым, чувствует настолько сильно, что никакая логика не убедит его в обратном. Его протесты, ошибки, новые увлечения, компании – все это родителям предстоит мужественно принять и найти возможность деликатно указать тот самый путь, путешествие по которому поможет сыну или дочери избежать настоящих проблем.

Родителям следует помнить: все возрастные рамки кризисов являются условными и весьма подвижными в обе стороны. Но необходимо всегда понимать тот факт, что вслед за сложным периодом настанут светлые дни. Главное – любить своего малыша и быть для него поддержкой и опорой.


На эту тему почитать ещё:

Двойка за поведение: что говорит психолог о "трудных детях" в школе

Вебинар Елены Кандыбиной. Семья и школа: быть вместе с удовольствием

Психология детей: понимать ребёнка - значит растить его счастливым



Запись на прием

Возврат к списку